Кому нужен тахограф? Разъяснение закона 2019 года
Участившиеся аварии с грузопассажирским автотранспортом принудили законодателей внести изменения в действующее Законодательство по вопросам, касающимся индивидуальных тахографов.
Ранее оснащать тахографами свой транспорт необходимо было всем юрлицам и ИП, в то время как на грузопассажирский транспорт, оформленный на частное лицо, такая обязанность не распространялась. Законодатели решили закрыть брешь в этом вопросе.
Действия закона вступает с указанной даты, за отсутствие тахографа в автомобилях определенных категорий предусмотрены штрафные санкции как для юридических лиц и ИП, так и простых водителей.
Если у вас есть вопросы, то вы можете обратиться к нашим юристам в режиме онлайн.
Тахограф – что это и для чего он нужен?
Это индивидуальное электронное бортовое устройство для ведения контроля над работой ТС и отдыха водителя:
- над действительным пробегом автотранспортного средства (невозможно «скрутить пробег»);
- над временем, в течение которое водитель вел автомобиль и имел ли периоды для отдыха.
Тахограф автоматически сохраняет в своей памяти все эти данные, зашифровывает их для несанкционированного редактирования. Поэтому имеющиеся в нем записи весьма объективны, и могут быть использованы в качестве доказательств, в том числе в судебном разбирательстве.
Другие материалы подобной тематики можно изучить на нашем сайте.
Изменения 2019 года
С 1 ноября 2019 года вступают в силу ряд поправок и изменений в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3, предписывающая физическим лицам оснащать тахографами весь эксплуатируемый транспорт для грузоперевозок (массой свыше 3,5 тонн), а также автобусы и соблюдать требования по надлежащему использованию прибора и придерживаться установленного режима работы водителя по тахографу;
- Постановление Правительства №1276 о нововведениях в порядке техосмотра ТС;
- КоАП статья 11.23, ужесточающая ответственность за административные нарушения на транспорте, попадающем под оснащение тахографами.
В измененном тексте ПП России от 30.09.2019 за номером 1276 содержаться такие требования для водителей и руководителей предприятий:
- С ноября, при прохождении технического осмотра, у всех автотранспортных средств грузовой и пассажирской категории обязательно будет проверяться тахограф – его функциональность, наличие заводской пломбы и другие технические параметры. Все проверяемые данные будут занесены в соответствующие раздел диагностической карты нового образца.
- Сделаны разграничения по марке тахографов – для движения по дорогам России предусматривается модель марки СКЗИ, для международных перевозок – ЕСТР (Приказ Министерства транспорта за номером 36 и Европейскими нормами движения).
- Грузовой автотранспорт весом более 3,5 т. обязательно оснащается тахографом, подобные требования относятся и к пассажирским автобусам, несмотря на общую массу и количество посадочных мест.
Будьте внимательны! Многие недобросовестные сервисные центры предлагают к установке именно модель, предназначенную для европейских дорог, его стоимость несопоставимо выше российского аналога.
В представленное видео озвучены ключевые моменты нововведений:
Другие законодательные акты по автомобильной теме расположены на нашем сайте
На какие автомобили устанавливается тахограф
К такому транспорту относят:
- грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
- пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
- автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
- все самосвалы;
- автокраны-манипуляторы.
Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:
- ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
- Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
- Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
- Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
- Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
- Военные ТС.
- Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.
Нужен ли тахограф физическим лицам?
Многих волнует вопрос, что ждет частное лицо, в собственности которого имеется транспорт, попадающий под критерии оборудования тахографом?
Ситуация 1. Если человек на личном транспорте занимается коммерческой деятельностью по перевозке грузов или пассажиров, то ответ – да, тахограф обязателен.
В кратчайшие сроки необходимо оборудовать авто прибором контроля, приобрести карту водителя для тахографа и соблюдать рабочий режим.
Ситуация 2. Если транспорт используется исключительно для собственных нужд (например, перевозка стройматериала на дачу), то тахограф не устанавливается.
Для избежания вопросов при проверке сотрудником ГИБДД на весь перевозимый товар должны быть сопроводительные документы (накладные, товарный и кассовый чеки), выписанные на водителя грузовика.
А чтобы не возникали проблемы с пассажирскими перевозками на личных микроавтобусах, наши эксперты советуют переоборудовать авто на 8 посадочных мест.
Взвесить и оценить все обстоятельства в каждом конкретном случае, а также принять правильное решение и избежать проблем с законом вам помогут наши правовые эксперты. Онлайн-консультации оказываются бесплатно.
Кто имеет право проверять тахограф?
Соответствие транспорта новым требованиям осуществляется следующими контролирующими органами:
- Госавтоинспекцией, а именно инспекторами ГИБДД на дороге;
- Ространснадзор, выездные проверки инспекторов УГАДН;
- Федеральной таможенной службой (для международных перевозчиков).
Проверяться будет не только наличие тахографа, но также:
- соответствие модели прибора;
- его исправность;
- калибровка и пломбировка;
- внесение в реестр ФБУ Росавтотранс;
- карточка водителя для тахографа;
- распечатка данных с тахографа о фактическом режиме работы водителя на транспорте.
Штраф за отсутствие тахографа
Закон (КоАП России, ст.11.23) предусматривает различные штрафные санкции как для частных водителей, так и для компаний, исходя из параметров неправильной работы тахографа, допущенных нарушений в его эксплуатации или во время движения ТС:
- вождение без наличия тахографа транспорта, на который законодательно предписано устанавливать прибор, влечет наказание для водителя, сумма может составить от 3 до 5 тыс. руб.;
- на должностное лицо, допустившее в рейс авто, не оборудованное тахографом (в нарушении предписываемого порядка) штраф составит 7 – 10 тыс. руб.;
- для ИП аналогичное правонарушение – 15-25 тыс. руб.;
- для юрлиц, за отсутствие тахографа на транспорте, штраф составит от 20 до 50 тыс. руб.
Предусмотрены штрафы и в случае несоблюдения режима труда и отдыха водителя. Причем санкции вводятся как непосредственно для водителя, так и для должностных лиц, выпустивших авто в рейс, а также и для непосредственных собственников транспорта:
- водителю грозит штраф от 1,5 до 3 тыс.руб.;
- должностные лица — 7-10 тыс.руб.;
- ИП — 15-25 тыс.руб.;
- ЮЛ — 20-50 тыс.руб.
Тахограф цена с установкой
В основном стоимость индивидуального электронного измерительного устройства – тахографа, по России мало чем отличается. Но она напрямую связана с маркой прибора и технических характеристик, т.е. чем он дороже, тем его возможности шире.
Средняя цена колеблется в диапазоне от 30 до 35 тыс. руб. без установки, однако устанавливать прибор должны только лицензированные центры, имеющие право на его монтаж.
В среднем цена за услугу может составить от 8 тыс. руб. и выше, в зависимости от подключаемых модулей. В среднем за сам прибор и его установку водителю или его руководителю придется уплатить порядка 38-45 тыс. руб.
Специалист выдает сертификат соответствия прибора установленным законом требованиям, что подтвердит легальность как самого прибора, так и его подключение к инженерным системам автотранспорта.
Установка тахографа своими силами не допускается! Неизбежные технические ошибки приведут к неправильной работе устройства, а впоследствии наложению крупных штрафных санкций как на водителя, так и на собственника ТС.
Обратившись в специализированный автосервис, водитель получает:
- полностью готовый к эксплуатации тахограф и гарантию мастерской;
- современное сервисное обслуживание – подключение датчиков передвижения тахографа и связь со спутниками.
Поэтому уставить индивидуальный тахограф водителю просто необходимо, чтобы в дальнейшем не страдала коммерческая деятельность, как крупного предприятия, так и небольших компаний.
Если необходимо заменит колеса водителю или будет замечено, что датчик времени работает неправильно, то следует незамедлительно обратиться в мастерскую для проведения внеплановой калибровки тахографа.
Если у вас остались вопросы, то наши юристы могут дать бесплатную консультацию