Как проверить свой КБМ?

Авто с малым и большим бонусом

Коэффициент КБМ (коэффициент Бонус-Малус) – один из самых влиятельных коэффициентов для определения цены страховки.

В зависимости от информации, содержащейся в базе АИС РСА, стоимость страховки при равных прочих условиях (таких как: лошадиные силы автомобиля, стаж и возраст водителя, регион управления автомобилем) может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону от той исходной стоимости, которую возможно получить впервые обратившись за полисом ОСАГО.

При обращении к страховщику, для подтверждения обоснованности применения к вам того или иного значения КБМ, не лишним будет предварительно рассчитать размер полагающейся скидки. Тому как проверить КБМ самостоятельно посвящена наша статья.

АИС РСА

Заключая договор ОСАГО страховщики пользуются информацией базы АИС РСА (автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков) содержащей историю ваших предыдущих страховок.

Именно в эту базу они загружают ваши страховые случаи, там же будут храниться сведения и о новом полисе ОСАГО. Данные о вновь заключенном договоре ОСАГО появляются в базе не позже чем через день после заключения, так предписано законодательно. База АИС РСА заработала с 01.07.2014 и фиксирует все полиса ОСАГО начиная с 01.01.2011.

Как и откуда берется коэффициент КБМ?

Впервые заключив с вами договор ОСАГО или в случае отсутствия сведений о вас в базе РСА, страховщики по своей классификации присваивают вам 3-й класс, что соответствует коэффициенту КБМ равному 1 (единице), то есть нет ни повышения, ни понижения стоимости страховки.

Коэффициент КБМ в договорах ОСАГО со сроком мене года не применяется.

Дальнейшая судьба коэффициента КБМ будет зависеть от того производилась ли выплата страховой компанией по вашей вине или нет. В случае отсутствия ДТП стоимость страховки будет понемногу если не сказать совсем по чуть-чуть понижаться за счет уменьшения коэффициента КБМ на 5% в год.

Путем нехитрых расчетов получаем – максимально возможная скидка в 50% достижима лишь на одиннадцатый год безаварийного вождения. И то в том случае, если страховщики не подсуетятся и не придумают каких-то нововведений, как это было в недавнем прошлом в виде навязывания дополнительного страхования и создания искусственных очередей за страховыми полисами для не желающих платить лишние деньги за доп. услуги.

Страховщики на то и страховщики чтобы страховать и перестраховываться. Ярким примером такого отношения служит система повышения стоимости полиса за счет присвоения более высокого класса, а соответственно и увеличения коэффициента КБМ, в случае совершения ДТП по вашей вине.

Увеличение КБМ зависит от количества выплат произведенных страховой компанией.

Для наглядности разберем на примерах принцип присваивания водителю значения КБМ:

  1. За одну выплату по наступившему по вашей вине страховому случаю страховщики уменьшат 50%-ую скидку до 20% (значение КБМ с 0,5 меняется на 0,8).
  2. За две выплаты – лишат скидок совсем.
  3. За три выплаты – вы будете приравнены к новичку совершившему первое ДТП и будете платить за ОСАГО с повышающим коэффициентом 1,55.
  4. А четыре выплаты в течение года обернутся увеличением коэффициента в 2,45.
Количество выплат считается за предшествующий год, все расходы понесенные страховой компанией по одному страховому случаю считаются одной выплатой.

На официальном сайте РСА приведена таблица зависимости присваиваемого коэффициента КБМ от класса водителя и аварийности за предшествующий период страхования.

Владение информацией о порядке применения КБМ продиктована сложившейся на сегодняшний день ситуацией и позволяет владельцу ТС не переплачивать не чистым на руку страховщикам. Случается страховщики, пользуясь неосведомленностью страхователей, пытаются повысить стоимость полиса, в том числе и указывая неверный КБМ, грешат этим и онлайн-формы на страницах страховых компаний так же подставляя завышенный коэффициент в момент оформления электронного полиса ОСАГО. Более подробно с тем как оформить электронный полис ОСАГО вы сможете узнать по этой ссылке.

Сайт РСА предоставляет возможность ознакомиться со своим КБМ. Заполнив не сложную форму вы получите коэффициент, который един для всех страховыми компаний при заключении договора ОСАГО. В данной статье намеренно не размещен сервис расчета КБМ, а предоставлена ссылка на первоисточник, что бы у вас не было сомнений в достоверности и актуальности полученных сведений.

При несогласии с примененным к вам значением КБМ, а так же в случае возникновения сомнений в правильности начисленной стоимости полиса ОСАГО обратитесь за бесплатной юридической поддержкой к нашим правовым экспертам, оформив запрос в конце статьи.

Предлагаем посмотреть видео где рассказывается зачем необходимо проверять коэффициент КБМ и как это сделать самостоятельно на сайте РСА. (Тестовый режим на сайте РСА закончен, поэтому светофоров, о которых говорится в видео, уже нет, вместо этого необходимо поставить галочку в графе “

Что еще необходимо знать про КБМ? Утрата скидки

Существует несколько ситуаций, при которых страховые компании могут отказать владельцу ТС в предоставлении скидки при оформлении договора ОСАГО:

  1. Перерыв в страховании более года ведет к потере КБМ, коэффициент КБМ при заключении нового договора становится равным единице.
  2. В случае если оформленный на предшествующий период полис ОСАГО оказался поддельным. Либо недобросовестный страховщик не внес данные о полисе в базу АИС РСА, а значит весь год на руках водителя был не зарегистрированный должным образом документ. Оба случая будут приравнены к вождению без ОСАГО и расценены как годовой перерыв в страховании с вытекающими последствиями.
  3. Если водителю пришлось поменять водительское удостоверение (в связи со сменой фамилии) либо получить дубликат прав взамен утерянных или украденных, история страхования в системе будет несоответствовать новым данным водителя, а значит в скидке за безаварийность будет отказано. В данной ситуации необходимо в кратчайшие сроки сообщить страховщику об изменениях для внесения соответствующих сведения в базу АИС РСА.

КБМ при ограниченном и неограниченном ОСАГО

Существует принципиальное различие между ограниченным полисом ОСАГО, предусматривающим определенное количество людей имеющих право управления автомобилем и как следствие поименно прописанных в полисе, и неограниченным, предоставляющим возможность управления любому водителю права управления без каких-либо ограничений:

  • Ограниченный полис – КБМ привязан к водителю и не привязан к автомобилю. Следовательно значение КБМ сохраняется при приобретении другого автомобиля. Для определения стоимости полиса в расчет берется наибольшее значение КБМ из числа прописанных в полис водителей, но в то же самое время каждый водитель рассматривается в отдельности, то есть по каждому ведется свой КБМ учитываемый в базе РСА. А это означает, что в случае ДТП повышение КБМ происходит только у виновника, у других же прописанных в том же полисе водителей, КБМ не пострадает и в случае безаварийной езды при заключении нового договора ОСАГО будет уменьшен.
  • Неограниченный полис – КБМ привязан как к автомобилю, так и к водителю или, точнее, к владельцу. Накопленная скидка за безаварийное вождение или, наоборот, отсутствие таковой, обнуляется после продажи автомобиля, и при заключении договора ОСАГО на новый автомобиль КБМ снова становится равным единице. При приобретении неограниченного полиса только владелец транспорта получает КБМ, все же остальные управляющие данным автомобилем, остаются без него и не могут, в отличие от собственника, рассчитывать на скидку в случае безаварийной езды. Но, с другой стороны, именно собственник заплатит за страховку больше при повышении КБМ, в случае ДТП, невзирая на то, кто был за рулем, он сам или другое лицо.

При переходе с неограниченной страховки на ограниченную коэффициент будет исчисляться согласно сведеньиям, содержащимся в РСА и будет даже понижен в случае отсутствия ДТП по предыдущему договору.

При переходе с ограниченной страховки на неограниченную страховщики для расчета стоимости ОСАГО примут КБМ равный 1 (класс 3), все ваши предыдущие заслуги и проступки не в счет.

Досрочное расторжение договора ОСАГО и КБМ

В случае досрочного расторжения договора ОСАГО и отсутствия ДТП в течение срока действия данного договора, КБМ остается неизменным и будет использоваться при следующем заключении договора ОСАГО. Если же за истекший период не удалось избежать аварийных ситуаций на дороге, КБМ увеличат и соответственно увеличат и стоимость страховки.

Если у вас остались вопросы, связанные с КБМ, вы можете для получения полной информации ознакомиться с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У или обратиться за разъяснениями к нашему специалисту.